Пятница, 26.04.2024, 00:39
Приветствую Вас Гость | RSS

Избушка на курьих ножках

Мои сказочные соседи... и не только

Главная » Статьи » Русская сказка

РУСАЛКИ
Решил намедни почитать малолетнему отпрыску сказки Пушкина. Открыл книгу, посадил рядом сынишку и начал читать. Не успел дойти до строки "там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит", как мой не в меру смышлёный малыш ткнул пальчиком в картинку, на коей было изображено ветвистое дерево и сидящая на нем баба с хвостом, и закричал: "Папа, папа! А как русалочка на дерево залезла? Ведь у нее ножек нету! У нее ручки такие сильные, да? Как у Шварценеггера?". Я призадумался...

Собственно, представления о русалках сложились у нас под воздействием, прежде всего, сказки Андерсена "Русалочка", одноименного диснеевского мультика, а также (у меня, например) какого-то старинного американского художественного фильма. Посему большинство граждан (причем не только малолетних) не сомневаются, что русалки обитают в воде, плещут рыбьими хвостами и вступают с человеком в сложные отношения.

Однако большой знаток русского фольклора Александр Сергеевич Пушкин, конечно, не зря загнал свою русалку на дерево. Уж он-то знал, что русская русалка с заморскими подругами-ундинами имеет не слишком много общего. И рыбьего хвоста у нее в помине нет.

Русский ученый, специалист по восточнославянской этнологии и фольклористике Д.К. Зеленин приводит такое описание: "К русалкам относят женщин, наложивших на себя руки. Получив в свое владение подобную женскую душу, главный начальник злых духов дает повеление варить ее в котле, с разными снадобьями и зельями, отчего женщина делается необыкновенной красавицей и вечно юной; они живут обыкновенно в реках, а с Троицына дня до Петрова странствуют по земле, витают в лесах, избирая себе приютом старые деревья, особенно дубы; качаются на древесных сучьях или разматывают пряжу, похищая ее у поселянок, которые ложатся спать без молитвы. Русалки ненавидят женщин и прельщают мужчин. Ни один мужчина не может устоять против ослепительной их красоты и при первом взгляде влюбляется". Кроме того, они совершают всякие каверзы: портят посевы, топят людей, защекочивают до смерти, сводят с ума и т.д. Еще они могут напускать мор на домашний скот, насылать проливные дожди и град.

В славянской мифологии русалки – это сверхъестественные существа низшего мифологического уровня,как и многие другие призрачные, водяные девы, русалки — это души усопших, но точнее — погибших неестественной смертью, самоубийц, ну и, конечно, красавиц, утопившихся от несчастной любви,а также проклятые родителями.Первые четыре года они еще могут вернуться к живым людям, если найдется знающий человек, который вовремя подаст русалке крест. Через четыре года обращение становится невозможным.Бледнолицые и прекрасные, с долгими зелёными волосами реже русыми;характерная черта в облике русалок – крупные груди,они поют восхитительные песни неземными голосами и заманивают к себе неосторожных рыбаков и корабельщиков. Тела красавиц настолько нежны, что их можно проницать взором, однако из объятий русалок никому не вырваться, да и не всякий смертный захочет променять обольстительную русалку на привычных земных жен!.. Могут завлечь русалки и случайного путника, особенно когда в лунную ночь выплывут из вод, сядут на ветку ивы (Вот почему у Пушкина "русалка на ветвях сидит"!), низко склонившуюся к волнам, и примутся расчесывать белым, из рыбьей кости выточенным, гребешком свои чудные зеленые кудри, по которым всегда струится вода. Беда, если кто поддастся их чарам! Одного хотят русалки от людей: защекотать до смерти и потопить.
Русалки разжигали на берегах костры, привлекая путников, чтобы сбросить их в воду. Любимое занятие русалок - качаться на ветвях и зазывать прохожих ("Человек, человек! Приходи колыхаться!"): того, кто соблазнится их красотой и подойдет, они начинают щекотать и способны защекотать до смерти. По данным первой половины XIX века, русалки "девок и молодых женщин не любят и, когда увидят какую в лесу, нападают на нее, срывают одежду и ветвями прогоняют из леса. Русалки забавлялись тем, что спутывали у рыбаков сети, портили у мельников жернова и плотины. У заснувших без молитвы женщин русалки похищали холсты и полотна, пряжу.

Всех русалок, обитающих в наших водоемах, можно разделить на два вида. К высшему относятся так называемые натуральные русалки. Их не так уж и много: две-три на крупную реку. Они бессмертны и являются прямыми порождениями нечистой силы. Натуральные русалки из воды никогда не выходят, поэтому встретиться с ними очень сложно. Внешность у них, так же как и характер, довольно отвратительная: тело - сплошь зеленого цвета, такого же цвета глаза и волосы, а на руках и ногах, между пальцами, перепонки как у гусей.

Натуральная русалка, как правило, является женой водяного и вместе с ним руководит действиями русалок природных, которые относятся к низшему виду. О них и пойдет речь ниже.
Считается, что русалками становятся все грудные девочки, родившиеся мертвыми или умершие без крещения, утопленницы-самоубийцы, а также девушки, которые умерли сразу после обручения с женихом.
Изредка русалки наведываются в свои бывшие дома и семьи, но вреда, как правило, при этом никому не причиняют. Наоборот, если домашние, заметив дух умершей, оставляют на ночь на столе традиционное в таких случаях угощение, русалки становятся постоянными и невидимыми защитниками семьи, оберегая ее от всевозможных напастей и невзгод.

Среди русалок есть старшие, которые бранят младших, не сумевших затащить в воду ни одного человека, смеются над ними.

В народной среде преобладало мнение, что осень, зиму и весну русалки спят в подводных, невидимых человеческим глазом, хрустальных дворцах. В начале же лета, когда вместе с природой, по старинному преданию, оживают и мертвецы, русалки выходят из воды и разбредаются по прибрежным рощам, где селятся на деревьях. Выбор этот не случаен, так как в стародавние времена именно на деревьях хоронили своих усопших славянские племена, Они - речные женские духи. Всю зиму и часть весны - до Троицы - они живут в воде, затем на несколько дней выходят на сушу и в последний день так называемой Русальной недели опять возвращаются в воду. Во время выхода они собираются на ржаном или конопляном поле, на межах, в лесу, на берегах, у колодцев. В Полесье верили, что русалки приурочивают выход на землю ко времени цветения и созревания ржи: "Покуль жито цветет, русалки в жите ходят" (это сближало русалок с полудницами). Они стерегут поле, "чтоб никто Колосов не сломал, росы не стряс". Могут и наслать бурю, ливень, град. В некоторых местах их называют также купалками и водяницами (то есть женами водяных).

Местом постоянного обитания русалок считались наряду с водой также лес и поле. Можно даже говорить о двух видах русалок - водяных и лесных. Кое-где их называли лешихами или лешачихами - то есть женами леших. В некоторых местностях России считалось, что царство русалок находилось в коноплях.

Множество толков ходило в народе по поводу русалок и их взаимоотношений с людьми. Преобладала убежденность во вредоносной, злой природе русалок - кое-где их даже звали чертовками или шутовками, то есть женами чертей. Они преследуют всех, кто нарушает правила бытового и ритуального поведения во время Русальной недели: кто рисковал купаться до начала Русальной недели или же в полдень любого дня, того могли затащить на глубину реки. У тех, кто в праздник работал, могли передавить всю скотину.

Издавна им посвящались русалии — празднества, позднее совпавшие с днем Троицы.

На Троицын день они выходят в лес, там целую неделю качаются по ветвям дерев, поют, играют, бегают по берегам рек и озер, катаются по росистой траве... бегают во ржи, хлопают в ладоши, хохочут", вьют венки и украшают себя ими. По ночам они сидят на прибрежных камнях, расчесывая гребнем свои тяжелые от воды волосы. Рассказывают в народе о зеленых волосах, подобных густым водорослям. Русалки могут быть одеты в белые рубахи без пояса. У них холодные руки и синие лица. В некоторых описаниях русалок усиливаются их фантастические черты: они изображаются с рыбьими хвостами или с перепонками между пальцами, иногда имеют облик почти прозрачных девочек, иногда выступают в виде белок, крыс, лягушек, которые появляются перед женщинами, моющими белье; своим пением они способны заманивать слушающих их; там, где русалки ведут свои хороводы, вырастает густая и сочная трава.

Летом, начиная с Троицына дня и до Петрова дня, русалки оставляют речные и озерные омуты и выходят на землю. Для жительства русалки выбирают себе плакучие березы, потому в Русальную неделю деревенские девушки непременно ходят завивать березки, чтобы водяниц задобрить: связывают разноцветными лентами березовые ветви, на которых так любят качаться мавки при луне, которая для них светит ярче обычного. Русалки аукаются между собой, пляшут, водят веселые хороводы.

В эту пору ни одна девушка не решится одна, без подруг, пойти в лес, опасаясь попасться русалкам: увлекут с собою, сманят — домой больше не воротится. Известны песни о своеобразном способе преследования русалками своих жертв. В них русалки загадывают девушкам три загадки:
-"Как угадаешь - до отца пущу. Не угадаешь - до себя возьму ".
Если девушка не могла отгадать, русалка щекотала ее (еще одно из названий русалок - лоскотухи, то есть щекочущие).. Молодую женщину со смехом выгонят из лесу, подгоняя ветками. Стариков и старух русалки не любят, оттого им никогда не являются: те видят только раскачивающиеся ветки деревьев да слышат далекие голоса. А вот кому от русалок вовсе беда, это красивым парням: охочи водяные девы до земной любви! Причем русалки непременно оставят знак, что это именно они замучили человека до смерти: на голову наденут венок из осоки и кувшинок, руки свяжут березовой вицей. Труп не гниет, пока его не коснется человеческая рука, и каждую ночь русалки будут водить вокруг хороводы. Издалека, пожалуй, и не отличишь, чей это хоровод, девичий или русалочий, однако если прислушаться к пению, сразу поймешь: если в него вплетается сорочий стрекот, значит, это русалки.Русалки обычно набрасывались на свою жертву со спины, потому что спереди человека защищал крест.Мужчин с хохотом окружают, рвут одежды, потом хватают под мышки, щекотанием приводят их в хохот и щекотят до тех пор, пока они не падают в обморок". После таких проявлений любви пострадавшего, едва живого, приносили домой и укладывали в постель.

Мужей у русалок не бывает. Но семейной жизни им тем не менее хочется. И они всеми правдами и неправдами пытаются заполучить себе суженого. Кандидатами в мужья становятся разведенные мужчины и те, у кого с женами нелады. Как их вычисляют русалки - непонятно, однако, встретив их на узкой дорожке, они предлагают разделить с ними брачное ложе. Не каждый в подобной ситуации может устоять, а русалкам того и надо. Насладившись любовью с живым человеком, русалка уговаривает его отправиться с ней в подводное царство, на полном серьезе утверждая, что ее избранник ни в коем случае не утонет, а, наоборот, будет жить под водой вечно. Очарованный словами нагой красавицы иной простак действительно лезет сдуру в воду, где, понятно, тут же и захлебывается. Ну а русалка, немного погоревав над утонувшим мужем, начинает искать себе нового.

Бывает, русалка пожалеет парня и не станет его топить, но тогда всего лишь на два часа в сутки дозволено ей выходить к милому на свидание, а все остальное время ее участь — злая ревность к живым. Особенно тяжко приходится влюбленным русалкам зимой, когда наступает зима, реки и озера замерзают. Если слышен сильный треск льда, значит, это русалка бьется в него из глубины, горюя о милом друге.

На Украине для русалок существует еще одно наименование: гречухи. Так называют тех русалок, которые собираются на нивы и с возгласом: «Ух, ух, соломенный дух!» весело бегают по колосистой ржи или катаются по ней взад и вперед, отчего рожь волнуется, как бы от дуновения ветра. Но больше всего они любят прятаться в гречихе, за что и получили свое название.

Где русалки бегали и резвились, там трава растет гуще и зеленее, там хлеба обильнее. Однако от русалок не столько пользы, сколько вреда: когда они плещутся в воде, играют с бегущими волнами или прыгают на мельничные колеса и вертятся с ними, то не преминут спутать у рыбаков сети, а у мельников попортить жернова и плотины. Они могут насылать на поля сокрушительные бури, проливные дожди, разрушительный град; похищают у заснувших без молитвы женщин нитки, холсты и полотна, разостланные на траве для выбеливания; потом краденой пряжей завивают свои березки.

Но от козней русалок можно спастись.Как и прочая нежить, они не выносят вида креста, не могут переступить через начерченный на земле круг, осененный крестным знамением; боятся чеснока и любого железа, будь то иголка, булавка или нож. Когда русалка окликает человека по имени, следует хранить молчание: не зная имени, она не в силах причинить вред. "Против чар и козней русалок, – пишет фольклорист С.Максимов, – отыскалось еще снадобье, равносильное священной вербе и свечам Страстной недели, – это полынь, трава окаянная, бесколенная, как ее называют русские зелейники. Только пользоваться ею надо умеючи. Уходя после Троицына дня в лес, следует непременно брать эту траву с собою. Русалка — девка любопытная! — непременно подбежит и спросит:

— Что у тебя в руках: полынь или петрушка?

— Полынь, — следует ответить.

— Брось ее под тын! — громко выкрикнет она и побежит мимо, и тут-то надо успеть бросить эту траву в глаза русалке: никогда она тебя больше не тронет. Если же ответить: «Петрушка», — то русалка с криком: «Ах ты, моя душка!» — набросится на человека и примется щекотать до тех пор, пока он не упадет бездыханным.

Русалки выходят из воды еще перед Светлым Христовым Воскресением, за день до Пасхи, когда обносят кругом церкви плащаницу. В этот день вообще вся нечисть так и норовит напакостить добрым людям! В храме тогда следует запирать покрепче двери, чтобы не вбежали русалки. В этом поверье можно различить следы древнеславянского почитания душ умерших: весною, когда вся природа оживает, оживали и души умерших и бродили по земле..

Хотя по своему происхождению РУСАЛКИ — это души девушек, умерших до брака, широко известны поверья об их материнстве (РУСАЛКА появляется с ребенком на руках, награждает того, кто позаботился о ее младенце), а также о способности РУСАЛКИ кормить грудью человеческих детей, опекать новорожденных, оставленных женщинами в поле, и т.п. Дети являются постоянным объектом преследований и вредоносных действий РУСАЛКИ, которая наказывает их за внеурочное появление в цветущем ржаном поле, гоняется за ними, щекочет, душит своей «железной цыцкой». похищает. «Не ходи в жито,— угрожали на Волыни детям в период Русальной недели,— а то русалка заставит тебя нянчить своего ребенка». О детях, погибших и умерших на Русальной неделе, в Полесье говорили: «Русалки забрали к себе».

Изредка встречаются поверья, что встреча с РУСАЛКОЙ грозит человеку болезнью: у него начинала трястись голова или страшная гримаса перекашивала лицо человека. Принадлежность РУСАЛОК к категории «ходячих» покойников или к нечистой силе проявляется в том, что они встречаются и вредят людям в основном по ночам, до первых петухов; способны к оборотничеству: могут, подобно ведьмам, отобрать у коров молоко; заплетают коням гривы; насылают болезни и стихийные бедствия; вылетают из халы через трубу и т.п. Система оберегов от РУСАЛОК во многом совпадает с приемами защиты от нечистой силы (крест, молитва, магический круг). Действенным средством оберега против РУСАЛОК считались такие растения, как полынь, хрен, чеснок, любисток.

Для того чтобы в период Русальной недели не смогли навредить РУСАЛКИ, люди соблюдали специальные запреты, во многом совпадающие с поминальными: избегали работ, связанных с прядением, тканьем, шитьем («щоб русалцы очей не зашить»), не выполняли никаких полевых и огородных работ («не ходят в огород копать и окучивать, бо там всюду буде русалка»), не подмазывали печь и стены избы («щоб русалкам очи не забрызгать глиною»), не ездили за дровами в лес и т.п. На ночь специально для РУСАЛКИ оставляли на столе ужин, на ближайших деревьях или ограде возле дома оставляли одежду.

В соответствии с поверьями о том, что в последний день Русальной недели РУСАЛКИ покидают землю, возвращаясь на тот свет, в восточном Полесье и в южнорусских областях совершался обряд «проводы русалки»
У русалок есть родственницы – мавки. В мавок, по поверьям, превращаются дети, умершие без крещения. А.Н. Афанасьев пишет: "Младенцев мертворожденных или скончавшихся без крещения русалки похищают из могильных ям и уносят в свои воды; они крадут их даже из-под порога избы. В течение семи лет в Троицын и Духов дни души этих младенцев летают по воздуху и выпрашивают себе крещение. Думают, что их можно спасти произнесением слов: "крещаю тебя во имя Отца и Сына и Св. Духа!" и ежегодными панихидами в первый понедельник Петровки. Если же в семилетний срок они не будут искуплены молитвами и не услышат ни от кого приведенной формулы, то навсегда остаются в обществе русалок. Та же судьба ожидает и тех несчастных младенцев, которых проклинают матери еще в утробе или до совершения над нами таинства крещения; они исчезают из дому и становятся русалками. Живут мавки в лесах и являются людям под видом молодых красивых девушек. Так же как и русалки, они завлекают мужчин, заговаривают их, принимаются щекотать и не отпускают, пока не защекочут до смерти. Мавки стараются мстить людям за то, что допустили их умереть некрещеными и лишили небесного царства. В летнее время они плавают в ночные часы на поверхности рек, источников и озер и плещутся водою, а в Зеленую неделю бегают по полям и нивам с печальным возгласом: "Мене маты породыла, нехрещену схороныла!".

В смертельных объятиях русалок

Парапсихологи и некоторые криптозоологи утверждают, что в России за последние 50 лет русалки стали причиной гибели как минимум 60 человек и не менее 400 очевидцам удалось чудом избежать смерти после встречи с ними. По другим сведениям, и жертв, и спасшихся было вдвое больше.

Русские русалки хвостов не имеют

"Вот какую историю рассказал Д. Погодин: «В Тольятти есть искусственный водоем, на котором мы частенько собираемся вместе с друзьями. Как-то раз, приехав туда, мы обнаружили на берегу две машины скорой помощи. О случившемся мы узнали от одного из парней. Он вместе с двумя друзьями собрался искупаться."

Не успели они зайти в воду, как услышали таинственный и манящий голос. Они обернулись и увидели в воде толстую, жирную, желеобразную бабу. Причем ее голос магически подействовал на одного из них.
Несмотря на то, что его пытались удержать, парень стремительно направился к русалке. Для того чтобы хоть как-то его спасти, другой молодой человек бросил в нее камень. Она зашипела, как кошка, но гораздо громче и страшнее, после чего удалилась восвояси. Последствия невероятной встречи были ужасными. Тот парень, которого поманила русалка, сразу же упал, и у него начался приступ эпилепсии. До этого он был абсолютно здоров. А другой, бросивший в нее камень, ничего не мог сказать. Как мы потом выяснили, второй выздоровел быстро, а вот первый долгое время пролежал в больнице».

Не искушай нечистую силу!

В июле 1992 года молодой московский программист Игорь Песков со своим псом по кличке Сакур отправился на рыбалку в Тверскую область.
С собой он прихватил карманный приемник и из одной из радиопередач узнал, что очередная ночь, которую ему предстояло провести на озере неподалеку от села Рождественное, совпала с началом Русальной недели.
Наступила полночь. Приемник вдруг затих, огонь же, несмотря на обилие дров в костре, начал затухать. Спустя мгновение Игорь услышал колокольный звон, хотя ближайшая церковь находилась как минимум на расстоянии сорока километров от озера. Это заставило рыбака насторожиться, ибо никакого объяснения случившемуся он найти не мог. Сакур вдруг забеспокоился и начал подвывать.
«Прошло совсем немного времени, и неожиданно пространство над озером «озарилось необычным голубым светом, — рассказывает Игорь. — Мне показалось, что какая-то сила загипнотизировала меня. Я отчетливо видел все окружающие предметы, казалось, прекрасно осознавал все происходящее, но при этом был не в силах управлять своими действиями. Что-то потянуло меня к озеру. Я вошел в воду и вдруг почувствовал, будто меня окутали водорослями и потянули на дно. Я стал тонуть и не находил сил сопротивляться.
В этот момент до меня донесся лай Сакура. Его голос буквально вернул меня из забытья. Я стал отчаянно сопротивляться и, как мне показалось, увидел под водой контуры человеческой фигуры. Спустя немного времени я почувствовал себя свободным от пут и кинулся к берегу.
Я звал Сакура, который все еще был в воде. Наконец он поплыл к берегу. С моей помощью он выбрался из воды. Вся шея у него была в крови».
Оценив на берегу создавшееся положение, Игорь, дабы не искушать больше судьбу, быстро собрался и покинул зловещее место.


Жительница Нижнего Тагила А. Азисова в 1936 году (тогда ещё ребёнком) вместе со своим отцом ездила через Уральский хребет из села Елизаветинское к ручью Смородинка. Примерно в трёхстах метрах от него находилась заброшенная графитная шахта. На месте давнишней выработки образовалось неширокое озеро, берега которого уже заросли кустарником и деревьями.
Именно там отец показал дочери неких человекоподобных существ с руками и ногами, как у человека. Отец и дочь долго за ними наблюдали. Эти странные существа появлялись из воды и взбирались на дерево, с которого то и дело прыгали в воду. При этом с их стороны доносилось мелодичное «пение» без слов...

Тайна озера Черное

В. Медведев, проживавший в деревне Медведево Верхне-Салдинского района Свердловской области, рассказывает: «На берегу реки Тагил есть гора – Высокий камень. На ней в летние вечера русалки часто пели, да кони бегали – кажись, черти...»

"В лунные ночи русалки любят посидеть на прибрежном камне, расчесывая свои длинные, до пят, волосы гребнем, сделанным из рыбьей кости и покрытым золотом. Гребень этот подбирать не рекомендуется: русалка будет каждую ночь приходить к вашему дому и стучать до утренней зари во все двери и окна, требуя обратно свою расческу. Если же это не поможет, она напустит на вашу семью мор и станет мстить до тех пор, пока не получит назад взятую без ее спроса вещь."
Поступают так русалки потому, что гребень для них предмет особый. Пока они чешут им свои волосы, до тех пор с них продолжает струиться вода, которая обмывает их нежное тело. Если же гребень утерян или украден, а русалка находится далеко от воды, то она может просто-напросто высохнуть, как рыба.

Жительница города Сысерти Н. Макарова по этому поводу вспоминает: «У нас в воде тоже живут русалки. Какой-то мужик гребень золотой нашёл, так к нему по ночам русалки ходили и говорили: «Отдай гребень, отдай гребень».

Летом 1995 года неподалеку от деревни Вознесенки, что в Красноярском крае, с интервалом в месяц в лесном озере Черное погибли три человека: Николай Колосов, Павел Папурин и Дмитрий Золотаревский. Николай погиб, когда, возвращаясь со свадьбы, решил сократить дорогу и пошел через лес. Павла и Дмитрия привело на озеро праздное любопытство, за что они в результате поплатились жизнью.
Поскольку у всех троих на лицах застыло выражение неземного блаженства, жители решили, что всему виной - русалки. Озеро забросали динамитом. При этом всплыло много мертвой рыбы, а также труп неизвестного мужчины, опознать который так и не смогли, русалок же обнаружить не удалось.
Вскоре два местных парня вечером случайно забрели на лесное болото, находившееся неподалеку от озера Черное, и повстречали там трех красивых обнаженных девушек. Прелестницы пошли навстречу юношам, зазывно улыбаясь. Михаилу Иванову стало страшно, и он задал стрекача, а вот его друг, Сергей Березин, наоборот, направился прямо к красоткам.
Михаил пытался остановить приятеля, но Сергей довольно грубо оттолкнул его. Когда через пару часов туда пришли ведомые Ивановым вооруженные мужчины из деревни, было уже поздно: на черной водной глади виднелась лишь кепка Сергея. Труп несчастного нашли на следующий день. Селяне пригласили священников, и те провели обряды по изгнанию нечистой силы на проклятых болотах и озере. С тех пор русалок там никто не встречал.

Чего боятся русалки

Время от времени на русалок находит беспричинная тоска. И тогда они, как и живые женщины, начинают рвать и метать. Правда, у русалок это получается сокрушительнее. У рыбаков они путают и рвут сети, у мельников ломают жернова, на поля насылают проливные дожди и град. Успокоившись же, они садятся на ветви деревьев и на всю округу распевают хвастливые песни. Ну а вволю напевшись, они идут... воровать. Предметами воровства часто является обыкновенный хлеб. Очень любят русалки полакомиться им. Но не всегда русалкам удается его безнаказанно стибрить. Иногда мешают обстоятельства. Вот как об этом рассказывается в одной из историй, собранных в 70-х годах ХХ века в Забайкалье этнографом В. Зиновьевым:
"...Здесь луг большой и колхозники всегда тут сено косили. Палатку ставили, в ней и спали. Однажды заметили, что у них кто-то хлеб ворует. Решили караулить по очереди.
На следующее утро все ушли на покосы, оставив в лагере молодого Ваньку. Посмотрел он на речку: из омута русалка выходит и идет к палатке. Подошла и в проход руки потянула. Руки все длинней, длинней... взяла хлеб и ушла. А Ванька сидит, ни жив, ни мертв. Когда все собрались, он стал про все рассказывать. Ему не поверили: Какая такая русалка!
И вот сел другой караулить. А остальные тоже решили посмотреть. И увидели... Русалка вышла, заметила, что за ней наблюдают, и погналась за ними. Они - в деревню. Заскочили в клуб (там раньше была церковь) - она за ними. И вот все увидели, как она встала, шагу сделать не может, и вдруг у нее голова исчезла. Оказалась как без головы. И совсем пропала с глаз...

Опасается русалка не только церковной атрибутики, но и обыкновенного мата. Если ее как следует обложить трехэтажным, она, возможно, побоится с вами связываться. Но это совершенно не значит, что перед русалками стоит бахвалиться своим превосходством или, того хуже, пытаться преследовать их. Бывали случаи, когда люди, доведенные проделками русалок до изнеможения, открывали на них настоящую охоту, даже стреляли в них из ружей. Ответные меры всегда были адекватными: прежде чем упасть, раненая русалка говорила:
"«Теперь тебе год от году будет хуже!» или «Вперед меня пропадешь!» И пророчество ее всегда сбывалось. Либо охотник сам в скором времени отправлялся в мир иной, либо ему в этом помогали товарки убитой русалки, певшие каждую ночь у его дома одну и ту же песню:"
«Плету, плету саван покойнику, плету покров мертвецу».

Самые смелые раньше брали в лес кочергу и, при встрече с русалками, садились на нее и принимались скакать, как на лошади. Русалки, думая, что к ним едет ведьма, тут же разбегались в разные стороны.

В то же время сковородка – излюбленное «оружие» самой русалки. М. Ефимова из города Нижняя Салда Свердловской области вспоминает: «Раньше у нас в пруду водяная ведьма жила с длинной косой и с чугунной сковородкой. Звали ее Опалиха. Как бобы поспевать начнут, так от ребятишек отбою нет. Лазят в огороды, воруют. А Опалиха днём вылезет из пруда и в огород – сторожить, чтобы никто бобы не рвал. Она их сама очень любила есть.
Ох, ребятишки и боялись! Как полезут в огород, заслышат шум, бегут – не оглядываются. Так вот она нам огороды стерегла. А ночью в пруду тоже нельзя было купаться. Опалиха с раскалённой сковородкой плавала».
Самое удивительное, что русалку можно поймать и даже приручить на некоторое время. Для этого следует выбрать наиболее посещаемое русалками место, нарисовать там на земле большой магический круг, внутри начертить крест и встать в центр, а при появлении русалки тут же загадать ей загадку посложнее. Русалка, обычно, принимает условия игры и, задумавшись, пытается найти ответ на загадку. Вот тут-то ей и нужно умудриться надеть на шею нательный крест. Если это удается - дело сделано: русалка становится ручной и послушной, ее можно спокойно вести домой, где она затем беспрекословно выполнит любую работу. Однако через год чары с русалки спадут, и она вновь станет свободной...

В некоторых местах, где РУСАЛКУ считали водным духом, ее представляли себе в виде полуженщины - полурыбы. Таких РУСАЛОК часто называли фараонками.
А вот фараонки – родные сестры зарубежных русалок, то есть ундин, потому что у всякой фараонки непременно есть рыбий хвост. Иногда они останавливают корабли или лодки и спрашивают: скоро ли будет страшный суд, продолжают ли дети носить под праздник Рождества Христова "вечерю" своему крестному отцу и своей крестной матери? Получив на первый вопрос утвердительный, а на второй отрицательный ответ, радуются; в противном же случае с досады могут и потопить корабль. По другой версии, фараонки спрашивают, скоро ли конец света. Если им отвечают, что не скоро, они с плачем скрываются под водой. Фараонки водятся преимущественно в морях, и уж конечно, на ветвях сидеть никак не могут, но это уже другая история...



Категория: Русская сказка | Добавил: ctypa (23.12.2007)
Просмотров: 5585 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.7/6
Всего комментариев: 2
2 анон  
0
Все, нашла уже)

1 анон  
0
Добрый день, очень интересно.
Не знаете, случаем, что за сказка про русалку, которую один мужик принес домой, холил и лелеял, а затем эта хитрюга откусила ему голову и бросила в море/реку,а сама уплыла. Вроде бы русская народная (у меня в сей книге, стопятцот лет назад была еще сказка про Лошадиную голову).

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта