Согласно народным легендам, Воробей своим чириканьем выдал Христа преследователям, приносил гвозди для распятия и. язвительно чирикал “терпи, терпи!” или “жив-жив!”, призывая продолжать мучить распятого Христа. За это Господь проклял Воробья и запретил употреблять его мясо в пищу, а истреблять Воробьев с тех пор не считается грехом. В наказание Воробей стал серым и маленьким и имеет на лапках невидимые путы или оковы, отчего он не ходит, а скачет.
Согласно другой легенде, птицы заковали ему лапки в кандалы за воровство или связали их в наказание за провинность во время выборов птичьего царя. Облик Воробья (так же как и ворона, вороны, грача, галки, сороки) может принимать злой дух, приносящий своему хозяину деньги. С Воробьем связаны плохие приметы: пролетевший с чириканьем над головой путника Воробей сулит неудачу, влетевший в окно — большую беду или покойника.
У южных славян существовал обычай разговляться на Рождество печеными или вялеными Воробьями. Разговлялись ими чаще всего для приобретения воробьиной легкости, живости и проворства в новом году. Иногда перед тем как съесть Воробья, прикасались им к рогатому скоту, чтобы и скот. и те, кто это делает, были такими же легкими и проворными, как Воробей. Мотив печеного Воробья встречается в хорватских и украинских шуточных и свадебных песнях. Связь с южнославянским обычаем печь Воробьев прослеживается в обычаях, существующих в западных районах Украины и Белоруссии, где под Новый год ловили Воробьев и пекли и варили их, сжигали, бросали живьем в печь, грозили припечь Воробью клюв. Делали это с разной целью, чаще всего для того, чтобы летом Воробьи не ели в поле жита, конопли и т.п.
Девушки под Новый год гадали о замужестве, бросая Воробья в печь: если он вылетит из огня, то и девушка “вылетит” из хаты. Чтобы поймать Воробья, нужно знать такую минуту в новогоднюю ночь, когда Воробьи глухи и слепы, а узнать ее можно, если тайком подслушать разговор скота в эту ночь, зарывшись в хлевном навозе. В пародийном виде мотив ловли Воробьев отражен в польской забаве “нагонять воробьев” в новогоднюю ночь: желая подшутить над каким-нибудь простаком, ставили его с мешком в руках под крышу и обещали нагонять сверху Воробьев. Вместо этого, его с крыши обливали водой.
Название этой новогодней забавы находит соответствие в полесском святочном обычае “гонять воробухы”: во время ужина все члены семьи закрывали глаза, а кто-нибудь один ударял ложкой по лбу одного из сидящих и тот должен был угадать, кто его ударил. Делалось это для того, чтобы летом Воробьи не объедали ячменя. На западе Украины и Белоруссии под Новый год Воробьев сжигали или сушили в печи и толкли, а весной их пепел или порошок смешивали с зерном и использовали при первом севе, чтобы обезопасить посевы от Воробьев. В Полесье щедровальники во время обхода домов пускают в хату Воробья, грозя припечь, отрезать или отрубить ему клюв, чтобы летом Воробьи не ели у хозяев проса. Чтобы Воробьи не видели, не заметили посевов, не слышали и не знали о них, в Рождество Воробьев называют “слепцами”, топят печи до зари, чтобы Воробьи не видели дыма, сеют молча, до рассвета или после захода солнца, обегают голыми грядки подсолнухов с хлебом, который случайно забыли вынуть из печи, сеют. держа зерна во рту, в Страстную (“Тихую”) пятницу.
Усмирению Воробьев способствуют предметы, бывшие в контакте с мертвыми: окуривают поле стружками из старого гроба, при севе добавляют в семена песок или землю с могилы и т. д. С той же целью под Новый год девушки объезжают верхом на метле вокруг своей усадьбы; в рождественский Сочельник кладут для Воробья первую ложку крупы (каши) на углы дома и т.д.
У украинцев и поляков существуют поверья о том, что в одну из летних ночей Воробьи исчезают с полей и слетаются в то место, где черт, злой дух или “горобьевый” (старший над Воробьями) меряет их всех огромной меркой. Воробьев, переполняющих мерку, он смахивает с ее краев и отпускает на размножение, а оставшихся в мерке оставляет себе, ссыпает чертям в пекло или убивает. Ср. также Воробьиная ночь.
В фольклоре Воробей наделяется мужской символикой. В загадках он предстает как “маленький мальчишка в сером армячишке”. В сказках известен мотив обращения мужа в Воробья. В весенних и особенно в святочных хороводах Воробей предстает в виде удалого гуляки, молодца, выбирающего себе девушку, молодожена, любовника, соблазнителя чужой жены. “Подблюдная” песня о Воробье предвещает девушке замужество: “Сидит воробей на перегородке./ Как глядит воробей на чужу сторону./ Куда погляжу, туды полечу”. Любовно-брачный мотив ловли воробушков встречается в свадебных величаниях. В свадебных песнях жених уподобляется Воробью. В шуточных песнях популярен мотив женитьбы Воробья на галке, сове, бабе и т. д. Брачная символика Воробья представлена н приметах и гаданиях: если Воробей устроит себе гнездо на новой хате, девушка из нее вскоре выйдет замуж; в девичьих гаданиях прилет Воробья предвещает девушке молодого жениха Эротическую окраску имеет мотив ловли Воробья ситом в польском анекдоте о старухе, желавшей выйти замуж. над которой подшутил кавалер. предложивший ей себя в мужья с условием, что она поймает ситом десять Воробьев. В сонниках ловля Воробья предвещает любовные отношения. Чтобы жена любила мужа, ей дают есть воробьиное сердце. Есть Воробья считается полезным страдающим импотенцией. Мальчики мажут себе пенисы воробьиным жиром, чтобы лучше росли. Воробей во сне сулит женщине беременность. В случае трудных родов дают роженице проглотить с водой воробьиный помет.
Хотя, есть другая мысль... Не пускают в загробный мир, потому, что воробей-то чирикает "Жив-жив!". И будет мешать ушедшим смириться с тем, что они умерли?
"...Чуден Стикс, при тихой погоде..." Шутники эти греки. А, если серьезно, то, наверное из-за того, что птица "слишком грешная". Даже в загробный мир ее не пускают.