Четверг, 25.04.2024, 13:04
Приветствую Вас Гость | RSS

Избушка на курьих ножках

Мои сказочные соседи... и не только

Главная » Статьи » Русская сказка

ИЗБУШКА НА КУРЬИХ НОЖКАХ
Стояла на двух огромных куриных ногах, которые поворачивали избушку по первому требованию доброго молодца («Избушка, избушка, повернись ко мне передом, к лесу — задом»

Избушка на курьих ножках - в славянской мифологии место перехода из земного мира в потусторонний мир; поворачиваясь, избушка открывает свою дверь то в мир живых, то в мир мертвых, поэтому герой не может ступить на землю потустороннего мира и вынужден идти по нитке разматывающегося клубка; охраняет избушку Баба-Яга.

В литературе встречается:
* В трилогии братьев Стругацких «Понедельник Начинается в Субботу», Изба на Курногах (ИзнаКурНож) - музей НИИЧАВО.
* В тетралогии "Память, Скорбь и Терн" Тэда Уильямса в доме на куриных ногах живет колдунья Джулой.
* Изба на куриных ногах, находящаяся в Рашемане, упоминается в книгах Элейн Каннингем.

Интересные факты:
* Куриные ноги — всего лишь «ошибка перевода». «Курьими (курными) ножками» славяне называли пеньки, на которые и ставилась изба, то есть домик Бабы-Яги изначально стоял всего лишь на закопчённых пеньках.

И еще один интересное исследование о происхождении Избушки...

В русских народных сказках Баба Яга - один из самых загадочных и колоритных персонажей, а ее обиталище - избушка на курьих ножках, пожалуй, самое загадочное сказочное жилище.
Мне всегда было интересно, какова реальность, лежащая под толстым слоем вымысла, так как я никогда не сомневался, что странная конструкция избушки имеет какой-то реальный прототип.

Для начала наиболее общепринятая версия о избушке. Вкратце изложена здесь:
Поскольку Баба Яга выступает как представительница мира мертвых (хотя, на сколько я могу судить, это напрямую ниоткуда не следует) или проводник в оный, многие исследователи делают из этого выводы о том, что Бабу Ягу нужно непременно связывать с погребальными культами древних славян.
Древние славяне кремировали своих предков, а после кремации помещали прах в особые могильные домики на высоких столбиках. Вот такие могильные домики, по мнению исследователей, и являются прообразом сказочной избушки.

Могильный домик

Отголоски языческого обряда дошли и до наших дней.
На погостах русского Севера и по сей день можно увидеть на могилах вот такие кресты-домовины:

Крест-домовина

И в ступе - не менее чудном чем домик транспортном средстве бабы Яги - тоже видят связи с погребальным культом. У индусов так вообще ступа - культовое погребально-мемориальное сооружение.
Ну так тож у индусов! 8O
Но правда говорят, и в отечественных захоронениях ступа весьма часто встречающийся артефакт.

В принципе, мне эта погребальная версия даже нравится. Стройная, логичная…
И до тех пор, пока я не открыл книгу по русской архитектуре, я в ее правильности не сомневался.
Однако всегда смущало одно НО.
В сказках избушка ВРАЩАЕТСЯ.
Чего о могильных домиках, конечно, не скажешь.

а) Амбар на пне; б) Амбар на столбах

Вообще, надо сказать, домики на столбах для древнерусского зодчества явление вполне обыденное. На столбы или пни ставили и амбары, и колокольни, и жилые постройки. Во-первых, холодно, во-вторых: весенний разлив воды, в-третьих: мыши…

Но только один тип постройки на одном из этих столбов вращался.
Это, конечно… МЕЛЬНИЦА…

Слово учебнику:

Русскими плотниками создано много разнообразных и остроумных вариантов мельниц. Уже в наше время зафиксировано более двадцати разновидностей их конструктивных решений. Из них можно выделить два принципиальных типа мельниц: «столбовки» и «шатровки». Первые были распространены на Севере, вторые — в средней полосе и Поволжье. Оба названия отражают также принцип их устройства.
В первом типе мельничный амбар вращался на врытом в землю столбе. Опорой служили либо дополнительные столбы либо пирамидальная бревенчатая клеть, рубленная «в реж», либо рама.

Не она ли, типичная для русского севера мельница-столбовка и есть избушка на курьих ножках?

Что мне особо нравится в этой гипотезе, так это то, что при таком раскладе не приходится выдумывать погребальное объяснение ступе.
Ступа является весьма логичным атрибутом для хозяйки мельницы. Ибо СТУПА - это МЕЛЬНИЦА и есть, только ручная.

На заброшенной мельнице в народных сказках как правило живет всякая нечисть. Однако, в большинстве случаев, мельница все-таки олицетворяет добро и достаток. Поэтому не понятно, почему она оказывается в руках злого персонажа (впрочем, злого ли?).

Я думаю, разрешение конфликта состоит в справедливости гипотезы о том, что изначально в языческие времена Баба Яга была положительным божеством, чуть ли не олицетворением Богини-Матери. И только с приходом христианства ее постигла судьба всех прочих языческих кумиров - они обернулись демонами, бесами и ведьмами.

Категория: Русская сказка | Добавил: ctypa (28.10.2007)
Просмотров: 18337 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 3
3 Роман  
0
Интересная версия. Но есть два момента, которые заставляют сомневаться в мельничной версии. Штука в том, что подобные из бушки стояли в пределах леса, на опушках. А для ветрянной мельницы важно иметь открытое для ветра пространство. часто использовалась возвышенность. Поэтому сомнительно, чтобы под избушкой на курьих ножках подразумевалась мельница. И второй момент это то, что эт избушки реально были связаны с потусторонним миром. Сама приговорка говорит за то, что здесь были, если так можно выразиться шаманские ритуалы. Нечто подобное ныне наблюдается в шаманских церемониях в Перу с магическим напитком Аяуаской. Я думаю, что избушка в купе с какими-нибудь галюцинногенными грибами играла ту же роль, что сейчас шаманская малока для аяуасочных церемоний. Необходимо учитывать тот факт, что грибы в те времена служили именно для таких магических церемоний. Не случайно в русских сказках часто упоминается мухомор, который, кстати, и окружал подобные избушки. Переход в загробный мир это особый ритуал. Под галюциногеном такая избушка может являтся проводником в другой мир. И в мире иллюзий она спокойно может повернутся передом к тому, кто уже находится под действием грибов. Кстати, подобные избушки ещё лет 50 назад встречались в глухих уголках Финляндии и их навещали иногда женщины сведущие в древних магических обрядах. Между прочим, в фильме "Кукушка" нечто подобное и показано. А фины, как известно, в давние времена жили на будущих московских землях и строили вот такие избушки на окуренных пеньках

2 Светлана  
0
Очень интересно. Я вас процитировала. Ряд ссылок и фото настоящей домовины (надгробия) с древнего (17-18 век) кладбища на Русском Севере см. здесь http://www.liveinternet.ru/users/3197872/post118131680/

1 Авея  
0
Пара хороших слов о самой Бабе-Яге: В славянских источниках она – берегиня, прародительница, хранительница рода и очага. Она также страж границ трех миров: срединного, нижнего и верхнего. Ее зооморфные образы – змея (символ мудрости и природной магии) и кобылица (символ плодородия и свободы). Антропоморфные образы – юная девушка, прекрасная женщина и мудрая ведьма (эти три лица – отличительный признак древнейших женских божеств).
Она – покровительница ремесел. Ее атрибуты – горящий очаг, железный котел и метла.
Она – дарительница. Ее дары: конь, оружие, указатель пути, благополучие и любовь.
Она – амбивалентная богиня, стоящая над человеческими представлениями о добре и зле. Право на каждый ее дар герой получает, только выдержав испытание.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта