Стояла на двух огромных
куриных ногах, которые поворачивали избушку по первому требованию
доброго молодца («Избушка, избушка, повернись ко мне передом, к лесу —
задом»
Избушка
на курьих ножках - в славянской мифологии место перехода из земного
мира в потусторонний мир; поворачиваясь, избушка открывает свою дверь
то в мир живых, то в мир мертвых, поэтому герой не может ступить на
землю потустороннего мира и вынужден идти по нитке разматывающегося
клубка; охраняет избушку Баба-Яга.
В литературе встречается: * В трилогии братьев Стругацких «Понедельник Начинается в Субботу», Изба на Курногах (ИзнаКурНож) - музей НИИЧАВО. * В тетралогии "Память, Скорбь и Терн" Тэда Уильямса в доме на куриных ногах живет колдунья Джулой. * Изба на куриных ногах, находящаяся в Рашемане, упоминается в книгах Элейн Каннингем.
Интересные факты: * Куриные ноги — всего лишь «ошибка перевода». «Курьими (курными) ножками» славяне называли пеньки, на которые и ставилась изба, то есть домик Бабы-Яги изначально стоял всего лишь на закопчённых пеньках.
И еще один интересное исследование о происхождении Избушки...
В русских народных сказках Баба Яга - один из самых загадочных и колоритных персонажей, а ее обиталище - избушка на курьих ножках, пожалуй, самое загадочное сказочное жилище. Мне всегда было интересно, какова реальность, лежащая под толстым слоем вымысла, так как я никогда не сомневался, что странная конструкция избушки имеет какой-то реальный прототип.
Для начала наиболее общепринятая версия о избушке. Вкратце изложена здесь: Поскольку Баба Яга выступает как представительница мира мертвых (хотя, на сколько я могу судить, это напрямую ниоткуда не следует) или проводник в оный, многие исследователи делают из этого выводы о том, что Бабу Ягу нужно непременно связывать с погребальными культами древних славян. Древние славяне кремировали своих предков, а после кремации помещали прах в особые могильные домики на высоких столбиках. Вот такие могильные домики, по мнению исследователей, и являются прообразом сказочной избушки.
Могильный домик
Отголоски языческого обряда дошли и до наших дней. На погостах русского Севера и по сей день можно увидеть на могилах вот такие кресты-домовины:
Крест-домовина
И в ступе - не менее чудном чем домик транспортном средстве бабы Яги - тоже видят связи с погребальным культом. У индусов так вообще ступа - культовое погребально-мемориальное сооружение. Ну так тож у индусов! 8O Но правда говорят, и в отечественных захоронениях ступа весьма часто встречающийся артефакт.
В принципе, мне эта погребальная версия даже нравится. Стройная, логичная… И до тех пор, пока я не открыл книгу по русской архитектуре, я в ее правильности не сомневался. Однако всегда смущало одно НО. В сказках избушка ВРАЩАЕТСЯ. Чего о могильных домиках, конечно, не скажешь.
а) Амбар на пне; б) Амбар на столбах
Вообще, надо сказать, домики на столбах для древнерусского зодчества явление вполне обыденное. На столбы или пни ставили и амбары, и колокольни, и жилые постройки. Во-первых, холодно, во-вторых: весенний разлив воды, в-третьих: мыши…
Но только один тип постройки на одном из этих столбов вращался. Это, конечно… МЕЛЬНИЦА…
Слово учебнику:
Русскими плотниками создано много разнообразных и остроумных вариантов мельниц. Уже в наше время зафиксировано более двадцати разновидностей их конструктивных решений. Из них можно выделить два принципиальных типа мельниц: «столбовки» и «шатровки». Первые были распространены на Севере, вторые — в средней полосе и Поволжье. Оба названия отражают также принцип их устройства. В первом типе мельничный амбар вращался на врытом в землю столбе. Опорой служили либо дополнительные столбы либо пирамидальная бревенчатая клеть, рубленная «в реж», либо рама.
Не она ли, типичная для русского севера мельница-столбовка и есть избушка на курьих ножках?
Что мне особо нравится в этой гипотезе, так это то, что при таком раскладе не приходится выдумывать погребальное объяснение ступе. Ступа является весьма логичным атрибутом для хозяйки мельницы. Ибо СТУПА - это МЕЛЬНИЦА и есть, только ручная.
На заброшенной мельнице в народных сказках как правило живет всякая нечисть. Однако, в большинстве случаев, мельница все-таки олицетворяет добро и достаток. Поэтому не понятно, почему она оказывается в руках злого персонажа (впрочем, злого ли?).
Я думаю, разрешение конфликта состоит в справедливости гипотезы о том, что изначально в языческие времена Баба Яга была положительным божеством, чуть ли не олицетворением Богини-Матери. И только с приходом христианства ее постигла судьба всех прочих языческих кумиров - они обернулись демонами, бесами и ведьмами.
Интересная версия. Но есть два момента, которые заставляют сомневаться в мельничной версии. Штука в том, что подобные из бушки стояли в пределах леса, на опушках. А для ветрянной мельницы важно иметь открытое для ветра пространство. часто использовалась возвышенность. Поэтому сомнительно, чтобы под избушкой на курьих ножках подразумевалась мельница. И второй момент это то, что эт избушки реально были связаны с потусторонним миром. Сама приговорка говорит за то, что здесь были, если так можно выразиться шаманские ритуалы. Нечто подобное ныне наблюдается в шаманских церемониях в Перу с магическим напитком Аяуаской. Я думаю, что избушка в купе с какими-нибудь галюцинногенными грибами играла ту же роль, что сейчас шаманская малока для аяуасочных церемоний. Необходимо учитывать тот факт, что грибы в те времена служили именно для таких магических церемоний. Не случайно в русских сказках часто упоминается мухомор, который, кстати, и окружал подобные избушки. Переход в загробный мир это особый ритуал. Под галюциногеном такая избушка может являтся проводником в другой мир. И в мире иллюзий она спокойно может повернутся передом к тому, кто уже находится под действием грибов. Кстати, подобные избушки ещё лет 50 назад встречались в глухих уголках Финляндии и их навещали иногда женщины сведущие в древних магических обрядах. Между прочим, в фильме "Кукушка" нечто подобное и показано. А фины, как известно, в давние времена жили на будущих московских землях и строили вот такие избушки на окуренных пеньках
Очень интересно. Я вас процитировала. Ряд ссылок и фото настоящей домовины (надгробия) с древнего (17-18 век) кладбища на Русском Севере см. здесь http://www.liveinternet.ru/users/3197872/post118131680/
Пара хороших слов о самой Бабе-Яге: В славянских источниках она – берегиня, прародительница, хранительница рода и очага. Она также страж границ трех миров: срединного, нижнего и верхнего. Ее зооморфные образы – змея (символ мудрости и природной магии) и кобылица (символ плодородия и свободы). Антропоморфные образы – юная девушка, прекрасная женщина и мудрая ведьма (эти три лица – отличительный признак древнейших женских божеств). Она – покровительница ремесел. Ее атрибуты – горящий очаг, железный котел и метла. Она – дарительница. Ее дары: конь, оружие, указатель пути, благополучие и любовь. Она – амбивалентная богиня, стоящая над человеческими представлениями о добре и зле. Право на каждый ее дар герой получает, только выдержав испытание.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]